Кировец К-700А Кировец К-701 Кировец К-744 Кировец К-702 УДМ
 

Электрооборудование тракторов Кировец к 701, к 700А, к 700, к 744.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации
на трактор Кировец К-701, К-700А, К-700, К-744.

 

 

Устройство и работа составных частей трактора Кировец к-701, к-700А, к-700, к-744.

Электроборудование трактора Кировец к 701, к 700А, к 700, к 744.

Система электрооборудования трактора - однопроводная, минусовые клеммы как источников электроэнергии, так и потребителей соединены с корпусом („массой") трактора. Напряжение в сети смешанное: 12 и 24В. 24-вольтовые цепи имеют стартер и электродвигатель маслозакачивающего агрегата на тракторе К-701 и только стартер на тракторе К-700А, так как маслозакачивающий агрегат на тракторе К-700А отсутствует. Схемы электрооборудования тракторов К-701 и К-700А показаны на рис. 61 и 62. Источниками электроэнергии служат аккумуляторные батареи и генератор переменного тока со встроенным в крышку кремниевым выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором. Основными потребителями электроэнергии являются стартер; электродвигатели привода маслозакачивающего агрегата, отопителя, вентилятора-пылеотделителя, нагнетателя системы подогрева, вентилятора водителя; спираль подогрева топлива; свеча накаливания; система освещения и сигнализации; контрольно-измерительные приборы.
Описание устройства генератора и стартера, а также указание по их эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в инструкциях завода-изготовителя дизелей, которые прилагаются к тракторам.

Реле-регулятор трактора Кировец к701, к700А, к700, к744.
Реле-регулятор предназначен для автоматического поддержания напряжения в бортовой сети трактора в пределах 13,6...14,2 В - летом и 14...15,2 В - зимой, что необходимо для обеспечения нормальной работы потребителей и зарядного режима аккумуляторных батарей.
Регулятор не требует специального технического обслуживания. При проведении профилактических работ необходимо производить внешний осмотр регулятора, чистку от загрязнений, проверку надежности крепления регулятора и электрического контакта подводящих проводов.
Для изменения регулируемого напряжения при сезонной регулировке регулятор имеет переключатель сезонной регулировки „Зима-Лето", расположенный на задней стенке корпуса.
В процессе эксплуатации запрещается: а) производить пуск дизеля при отключенном плюсовом проводе между генератором и регулятором, и длительное, более 2 с, замыкание зажимов В и Ш между собой, так как это приведет к возникновению повышенного напряжения в бортовой сети, опасного для потребителей;
б) замыкать зажим В на корпус;
в) неправильно подключать подводящие провода;
г) вскрывать регулятор в период гарантийного срока.

Аккумуляторные батареи трактора Кировец к 701, к 700А, к 700, к 744.
На тракторе устанавливаются две 12-вольтовые аккумуляторные батареи, по одной батарее с правой и левой стороны трактора. Каждая батарея состоит из шести двухвольтовых элементов, соединенных последовательно. При работе трактора батареи соединены параллельно, а при пуске батареи соединяются последовательно (рис. 63). Описание устройства и указания по их эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в прилагаемой к трактору инструкции завода-изготовителя.

Переключатель аккумуляторных батарей трактора Кировец к-701, к-700А, к-700, к-744.
Переключатель предназначен для переключения аккумуляторных батарей с параллельного соединения (12 В) на последовательное (24 В) для питания стартера и электродвигателя привода маслозакачивающего насоса. Переключатель состоит из контактной коробки 2 (рис. 64) с выводными клеммами 1 для присоединения проводов, электромагнита 6 с подвижным сердечником 7, контактов 9, подвижных контактных дисков (главного 4 и дополнительного 5), главных контактов 3 и дополнительных контактов 8.
На торце переключателя имеются клеммы: +Б1, +Б2, - Б2, РС, М. К этим клеммам подключаются следующие провода:
- к клемме +Б1 - провода от плюсовой клеммы левой аккумуляторной батареи и от клеммы „минус" указателя тока;
- к клемме +Б2 - провод от клеммы стартера, которая в свою очередь соединена с клеммой „плюс" правой аккумуляторной батареи;
- к клемме - Б2 - провод от минусовой клеммы правой аккумуляторной батареи;
- к клемме РС - провод к обмотке электродвигателя маслозакачивающего агрегата, провод к клемме реле включения стартера;
- к клемме М - провод от клеммы выключателя „массы".
На боковой поверхности переключателя имеются две клеммы обмотки электромагнита, к которым подключаются провода: от кнопки включения переключателя и от „массы" трактора.

Электрическая схема включения стартера трактора Кировец к701, к700А, к700, к744.
При нажатии на кнопку 81 (рис. 65) срабатывает выключатель массы К2, соединяя минусовые клеммы аккумуляторных батарей с корпусом трактора. Одновременно на щитке приборов загорается контрольная лампа Н, сигнализирующая о включении „массы".
Для пуска дизеля необходимо предварительно нажать на кнопку 82. При этом подается питание на обмотку переключателя аккумуляторных батарей К1. Аккумуляторные батареи СВ1 и СВ2 переключаются с параллельного на последовательное соединение, и одновременно с клеммы РС через замкнутые контакты переключателя К1 питание подается на электродвигатель М2 маслозакачивающего агрегата. При достижении давления в системе смазки двигателя не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) можно включить стартер М1. Для этого, не снимая усилия с кнопки 82, необходимо включить включатель В1, имеющий фиксированное включенное положение. Через включенные контакты В1 получает питание обмотка реле КЗ. Контакты реле замыкаются, и питание получают втягивающие и удерживающие обмотки электромагнитного реле стартера. При втягивании сердечника этого реле внутрь шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя, а контакты стартера замыкаются, соединяя плюсовую клемму правой аккумуляторной батареи, на которой напряжение 24 В, с обмотками электродвигателя стартера. Таким образом осуществляется запуск дизеля.
В схеме включения стартера предусмотрена блокировка, не позволяющая запустить двигатель при включенном режиме. Для этой цели служит выключатель 83 блокировки стартера. Диод V служит для гашения э. д. с. самоиндукции обмотки тягового реле стартера.
Электросхема включения стартера на тракторе К-700А отличается тем, что в ней отсутствует электродвигатель привода маслозакачивающего агрегата.

Выключатель массы трактора Кировец к 701, к 700А, к 700, к 744.
Выключатель массы (рис. 66) с дистанционным управлением предназначен для отключения аккумуляторных батарей от „массы" при выполнении ремонтных, монтажных и других работ по системе электрооборудования трактора, а также при длительных стоянках трактора с целью уменьшения их разряда.
Выключатель управляется кнопкой, установленной на щитке приборов. В верхней части корпуса выключателя установлен электромагнит 7, сердечник которого вместе со штоком 6 отводится в верхнее крайнее положение с помощью пружины 5; в нижней части корпуса на основании 3 установлен запорный механизм, состоящий из нажимной пластины 9, стержня 2, упора 8 и пружины 4. Подвижное контактное устройство, жестко соединенное со стержнем 2, приводится в движение при помощи штока 6 электромагнита 7. При запитывании электромагнита 7 током сердечник, преодолевая усилие пружин через нажимную пластину 9, начнет давить на стержень 2, передвигая его вниз; при переходе через перемычку 10 основания 3 под воздействием пружины 4 упор 8 выдвинется и зафиксирует контакты 11 и 12 во включенном положении. Первыми замкнутся дополнительные контакты 12, а при дальнейшем нажатии сердечника электромагнита 7 на стержень 2 входят в соединение с неподвижными контактами основные подвижные контакты 11.
После этого минусовые клеммы батарей соединяются с „массой" трактора, так как к одной из клемм 13 подходит провод от „минуса" батарей, а вторая клемма 13 соединена медной перемычкой с „массой" трактора. При выключении выключателя необходимо вторично запитать током обмотку электромагнита 7, в этом случае шток 6 нажмет на нажимную пластину 9, последняя своей закругленной частью нажмет на упор 8 и освободит его. Под воздействием пружин стержень 2 вместе с подвижным контактным устройством займет крайнее верхнее положение, при этом контакты выключателя разомкнутся. Первыми размыкаются основные контакты 11, а затем дополнительные (искрогасяшие) 12.

Звуковой сигнал.
Звуковой сигнал - электрический, постоянного тока, установлен на облицовке (слева) под капотом, предназначен для звуковой предупредительной сигнализации. Силу звука сигнала регулируют, уменьшая или увеличивая зазор между якорем и электромагнитом. Для этого следует снять лючок крышки сигнала, отвернуть зажимную гайку над резонатором и повернуть отверткой центральный стержень. Вращение стержня вправо вызывает уменьшение силы звука, влево -увеличение. Во время эксплуатации трактора необходимо оберегать сигнал от повреждения и следить, чтобы контакты прерывателя плотно прилегали друг к другу, а их контактные поверхности были чистыми.

Электропровода.
На тракторе для соединеия всех узлов электрооборудования применены провода марки ПГВА сечением от 1 до 2,5 мм2. На концы каждого провода надеты полихлорвиниловые трубки с номерами, соответствующими номерам данного провода по схеме.


Яндекс.Метрика